logo15121

Дорогие родители первоклассников, ваши дети теперь школьники! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о формировании письменной речи. Письмо и чтение служат базовыми навыками, на которых практически строится всё дальнейшее обучение. От того, насколько хорошо ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Овладение письменной речью включает в себя овладение навыками чтения и письма, знание грамматических и орфографических правил. Развитие письменной речи начинается с овладения процессом чтения. Как показывает опыт работы в школе, плохое понимание младшими школьниками текста зависит от бедности словаря, неумения находить основную мысль в прочитанном, связывать отдельные части произведения в общий контекст и т. д. Прежде всего надо развивать и обогащать словарь детей. Необходимо учить школьников находить основную мысль рассказа или отрывка текста.

Для этого детей учат составлять план прочитанного рассказа, подыскивать наиболее точные заглавия для абзацев и т. п. Понять содержание читаемого текста очень помогает выразительное чтение текста родителем, а затем и самим учащимся. Выразительное чтение раскрывает с помощью живой интонации, логических ударений смысловое содержание текста. Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Если при овладении навыками чтения ребенок идёт от букв к звукам, то формирование навыков письма совершается в обратном порядке, т. е. от звуков к буквам.

Известно, что слова пишутся не всегда так, как они произносятся и слышатся. Правила произношения ребенок усваивает задолго до обучения грамоте. Поэтому в основе детской орфографии лежит фонетическое правилоребёнок стремится писать слово так, как его произносит.

Чем больше произношение ребёнка отличается от литературного, тем труднее обычно для него освоение орфографии. Усвоению орфографических правил письма мешают также индивидуальные недостатки произношения ребёнка. Что надо предпринимать для успешного усвоения детьми правил орфографии?

Одно из важнейших средств — проговаривание ребёнком про себя по слогам тех слов, которые он пишет. Особенно необходимо проговаривать те слова, которые ребёнок постоянно пишет неправильно.

По своей психологической природе орфографические ошибки младших школьников бывают двух типов: ошибки привычные и ошибки по незнанию. Ошибки по незнанию значительно легче преодолеть, чем ошибки привычные. Ошибки по незнанию устраняются, как только ребенок прочно усваивает правило правописания. Для ошибок привычных этого часто недостаточно, нужна еще большая тренировочная работа, чтобы у ребёнка укрепилось правильное написание слова, чтобы он писал автоматически.

Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности ребёнка. Так, у школьников 1-2 классов, вследствие недостаточного развития их мышления, самоконтроль ещё очень плохо развит. У учащихся 3-4 классов самоконтроль уже достаточно развит, и учитель может опираться на него при обучении детей этого возраста орфографии.

Развитие и воспитание орфографического самоконтроля зависит также от некоторых черт характера младших школьников, от типа их нервной деятельности. Обычно плохо себя контролируют при письме и пишут неграмотно школьники торопливые и неосторожные, гиперактивные, а также учащиеся, относящиеся безответственно к учению, неспособные критически оценить свою учебную деятельность.

Хочу закончить наш разговор словами Н.С.Рождественского:

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»

logo15122

Контактные данные_

660017, Красноярск, ул. Урицкого, 121

licey2krsk@mail.ru

(391) 227-82-97, 227-83-21, 223-99-19; Факс : (391) 268-17-13

energy2Baner_BusGoV.jpg