yabloko_nИсследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), применять эти знания и умения.

В Концепции модернизации  российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной школы  является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Научно-исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  • Научно-исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.
  • Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
  • В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся в лицее занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Алгоритм исследовательской работы:

nau1

 

  • Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
  • Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике. проблематике.
  • Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
  • Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
  • Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
  • Собственные выводы.
  • Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
  • Публичная защита работы.
  • Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет решать задачи развивающего образования:
  • повышает престиж знаний; а также престиж и мотивацию в изучении предмета
  • совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика;
  • формирует системность и глубину знаний;
  • обогащает социальный опыт.

Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знаний и достаточно высокий уровень сформированности таких умений как:

  • уметь ставить цели, задачи;
  • выделять предмет исследования;
  • делать выводы, заключение;
  • сопоставлять факты;
  • обдуманно излагать свои мысли;
  • получать, передавать информацию;
  • работать с литературными источниками;
  • выступать с докладами.

Все исследования, которые проводят учащиеся  можно разделить на три типа:

I тип - этоnau2 монопредметное исследование. Оно выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики, структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

II тип (перспективный и интересный для школьников) - это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

III тип - это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Метод проектов является одним из эффективных средств  подготовки учащихся  к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка. Создание условий для научно-исследовательской деятельности лицеистов позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели. Можно смело утверждать, что научно-исследовательская деятельность позволяет нашим ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навык работы с научно-познавательной литературой, проявить индивидуальность, инициативу.

Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции:

  1. Ценностно-смысловая
  2. Общекультурная
  3. Учебно-познавательная
  4. Информационная
  5. Коммуникативная
  6. Социально-трудовая
  7. Личностная компетенция - самосовершенствование

 

 

Контактные данные

660017, Красноярск, ул. Урицкого, 121

licey2krsk@mail.ru

(391) 227-82-97, 227-83-21, 223-99-19; Факс : (391) 268-17-13