1. Изучить особенности своего ребенка. Признавать и утверждать чувство собственного «Я» у ребенка. Подчеркивать его значимость («Какой(ая), ты молодец!». Ты мне прекрасно во всем помогаешь», «Я обратила внимание, что ты в последнее время справляешься и с самыми трудными заданиями»). Искренне восхищаться им, поощрять его инициативу и самостоятельность («Поделка, которую ты мне предложил сделать в подарок, оригинальна», «Твое предложение очень интересное»).

2. Не стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам. Почаще прислушиваться к советам ребенка, учиться у него, объединять свои усилия с его усилиями. Поддерживать в нем чувство его самоценности и уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», «Ты удивительный малыш» и т.п.).

3. Выработать единый подход по отношению к ребенку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых. Это позволит ему ярко проявлять свой внутренний мир и чувствовать себя защищенным.

4. Не вести общение друг с другом по стандартному «конфликтному сценарию» и употреблять при этом «запрещенные» фразы типа: «отстань от меня..., ну что ты за человек..., ты как всегда..., я тысячу раз тебе говорила, что..., ты можешь хоть раз помолчать, вовремя прийти..., терпеть не могу, когда ты..., вместо того, чтобы..., ты бы лучше...» и т.п.

5. Чаще употреблять в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения («С тобой мне так легко...», «С тобой мне так спокойно...», «Ты меня всегда понимаешь...», «Я бы никогда не смог сделать это так хорошо, как ты...» и т.п.).

6. Постараться использовать в процессе общения с детьми компоненты культуры эффективного общения: безусловное принятие, любовь, уважение, веру, справедливость, отзывчивость.

7. Устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения. Использовать при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание, конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации («выигрывает» и родитель, и ребенок).

8. Правильно и умело общаться с ребенком: стараться понять и принять его. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо, когда ты рядом»,  «Я рада тебя видеть, нам было очень скучно без тебя», «Давай помечтаем с тобой...», «Все у тебя получится...» и т.п.

9. Избегать повелительного наклонения («Сделай!», «Убери!»), не заставлять делать насильно, не читать морали.

10. Проявлять к ребенку интерес, сопереживать ему и ценить его, быть

соучастником всякой его деятельности. Помогать ему выдвигать ближние и дальние цели своей жизни. Разделять с ним ответственность за результаты.

11. Бережно прикасаться к внутреннему миру ребенка, показать ему, что он дорог и важен для вас.

Контактные данные_

660017, Красноярск, ул. Урицкого, 121

licey2krsk@mail.ru

(391) 227-82-97, 227-83-21, 223-99-19; Факс : (391) 268-17-13

energy2Baner_BusGoV.jpg