Закон семьи 1. Каждый ребенок должен жить в атмосфере любви,  ис­кренности и доброты.

Атмосфера любви и сердечной при­вязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реали­зации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдель­ной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать об­щей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт ут­верждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже чем розги», делает человека безнравственным по­требителем.

В воспитании ребенка необходимо исключить всякую ложь, даже самую «спасительную», как это порой кажется родителям. Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и пря­мо отказать ему  в ответе или провести определённую границу в осве­домлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью. Не следует также говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймёшь». Такие ответы только раз­дражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и само­любие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каж­дый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 2. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, дол­жно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоцио­нальную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вни­кать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмо­циональное воздействие.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фак­тов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принци­пов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

Как правильно говорить с ребёнком? Все дело в том, что необ­ходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего раз­говора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуни­кативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии знакомых и незнакомых  людей вызывают глухое устойчивое раздра­жение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в луч­шую сторону.

В-третьих, необходимо определить, какого практического ре­зультата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора — всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к актив­ной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко­нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размыш­лять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учит­ся, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правиль­но поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордо­сти их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в буду­щий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные ре­шения в преодолении трудностей.

Закон семьи 3. Исключение из правил организации жизни в се­мье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает нака­зание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведени­ем, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Закон семьи 4. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский счи­тал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведе­нии, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нуж­но удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Та­ким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство по­веления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Закон семьи 5. Традиции и обычаи семьи должны быть окраше­ны положительными эмоциями и чувствами.

Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чув­ства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или исполь­зуя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состо­ит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них свои­ми собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

Закон семьи 6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созида­тельным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в про­цесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный испол­нитель.

Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать красоту сво­их отношений.

Контактные данные_

660017, Красноярск, ул. Урицкого, 121

licey2krsk@mail.ru

(391) 227-82-97, 227-83-21, 223-99-19; Факс : (391) 268-17-13

energy2Baner_BusGoV.jpg