МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ВНЕДРЕНИЕМ НОРМ ВСЕРОСИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В настоящее время преподавание физической культуры, как и других учебных предметов осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования от 6 октября 2009 г. № 373). С 2015-2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887). С 2020-2021 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени среднего (полного) общего образования.
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.
Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.
При разработке учебной программы по предмету «Физическая культура» необходимо учитывать регионально-национальные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации и потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Сегодня учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов. Главное, чтобы результат подготовки обучающихся соответствовал требованиям образовательного стандарта. Это дает возможность каждому учителю внедрять инновационные программы и методики физического воспитания.
Настоящие методические рекомендации адресованы учителям физической культуры и общеобразовательным учреждениям для внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательный процесс, а также реализующим авторские учебные программы по предмету «Физическая культура».
Методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к разработке учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС и Положением о ВФСК ГТО.
Структура учебной программы по предмету «Физическая культура» (далее – учебная программа) включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка.
-
Общая характеристика предмета «Физическая культура».
-
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура» (раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС).
-
Содержание предмета «Физическая культура».
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».
-
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».
1. Пояснительная записка
В разделе указывается:
– цель и задачи предмета «Физическая культура», конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
– принципы и подходы к формированию учебной программы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами (Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, утверждающими ФГОС).
– вклад предмета «Физическая культура» в решение основных педагогических задач в системе общего образования.
2. Общая характеристика предмета «Физическая культура»
В разделе указывается:
– перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием форм организации учебной деятельности;
– требования к уровню подготовки выпускников или требования к результатам освоения обучающимися учебной программы по физической культуре;
– описание вида (видов) спорта, по которому составляется учебная программа;
– новизна учебной программы.
3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
В разделе указывается, в какую предметную область и обязательную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, входит предмет «Физическая культура». Также указывается, какой компонент учебной программы может быть включен во внеурочную деятельность.
Учебная программа разрабатывается с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура» на всех ступенях общего образования.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура»
Раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС.
4.1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, в эффективной подготовке и результативной сдаче норм ВФСК ГТО.
4.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
4.3. Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
5. Содержание предмета «Физическая культура»
В разделе описывается содержание предмета «Физическая культура» в соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, включающей три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
В разделе «Знания о физической культуре» представляются основные термины и понятия вида (видов) спорта, история развития вида (видов) спорта и его роль в современном обществе, история олимпийских игр и олимпийского движения, характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр, исторические данные о создании и развитии ГТО (БГТО). Кроме этого, в разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта и требования к технике безопасности, о самоподготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой, в том числе на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя информацию об организации и проведении самостоятельных занятий по виду (видам) спорта с учетом индивидуальных способностей, физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбора инвентаря, одежды для занятий по виду (видам) спорта. Раздел содержит представления о структуре двигательной деятельности, отражающиеся в соответствующих способах ее организации, исполнения и контроля.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из вида (видов) спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Предлагаемые упражнения распределяются по разделам базовых видов (вида) спорта и дополнительно группируются внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств, формируются комплексы упражнений направленные на подготовку обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО.
Раздел «Физическое совершенствование» включает «Физкультурно-оздоровительную деятельность» и «Спортивно-оздоровительную деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся и предусматривает изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня и учебной недели, рекомендуемые Положением ВФСК ГТО. В нее входят индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: комплексы упражнений, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, тактической, интегральной подготовки обучающихся по виду (видам) спорта.
6. Тематическое планирование
В тематическом планировании отражаются темы основных разделов учебной программы, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, даются характеристики видов деятельности обучающихся. Даются рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем различных видов двигательной активности, необходимый для развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и норм комплекса ВФСК ГТО. Раздел разработан в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям организации обучения в образовательных организациях и процессу трудовой деятельности.
Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания предмета «Физическая культура».
Из несколько вариантов форм тематического планирования, учитель может выбрать удобную для себя форму.
Форма 1
Тематическое планирование ___класс
№ |
Наименование раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовленности обучающихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
Тематическое планирование ___класс
№ |
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности |
|
Раздел 1. Знания о физической культуре |
||
|
|
|
|
|
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности |
||
|
|
|
|
|
Раздел 3. Физическое совершенствование |
||
|
|
|
|
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура»
Учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура» включает примерную программу по предмету «Физическая культура», учебники по физической культуре для общеобразовательных учреждений для 1-11 классов, учебные пособия для учителей физической культуры.
Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а также специфики вида (видов) спорта, минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Количество |
Примечание |
Спортивный инвентарь |
|
|
Спортивное: оборудование |
|
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
|
Печатные пособия |
|
|
Технические средства обучения |
|
|
9. Планируемые результаты реализации предмета «Физическая культура»
Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, указываются личностные, метапредметные и предметные итоговые результаты, которые будут демонстрировать обучающиеся при завершении обучения по программе предмета «Физическая культура».
В данном разделе в требованиях, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.
Учитель физической культуры в условиях реализаций ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:
– определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);
– определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
– обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
– обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
– оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
– определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
– оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
– оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
– определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д. за счет сдачи нормативов ВФСК ГТО;
– оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, в следствии внедрения ВФСК ГТО среди широких слоев населения.
Данные критерии выстраиваются в логике преемственного развития (от 1 до 11 класса), от элемента действия к целостному действию и от него – к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности.
В разделе могут быть представлены диагностические материалы для организации текущего и промежуточного контроля и определения интереса у обучающихся к уроку физической культуры.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
К выполнению нормативов Комплекса допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс, и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Исходя из разнообразия природно-климатических, материально-технических и иных условий, субъекты Российской Федерации вправе дополнительно включить в Комплекс на региональном уровне два вида испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее популярным в молодежной среде видам спорта, по своему усмотрению.
Комплекс предусматривает три уровня трудности (золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Комплекса).
Лица, выполнившие нормативы Комплекса, имеют право на получение соответствующего знака отличия Комплекса, образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Комплекса.
Порядок награждения граждан знаками отличия Комплекса и присвоения им спортивных разрядов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
НОРМАТИВНО-ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ВФСК ГТО
I СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 6-8 лет) 1-2 класс
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Мальчики |
Девочки |
|||||
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой Знак |
|||
Обязательные испытания (тесты) |
||||||||
1. |
Челночный бег 3х10 м (сек) |
10,4 |
10,1 |
9,2 |
10,9 |
10,7 |
9,7 |
|
или бег на 30 м (сек) |
6,9 |
6,7 |
5,9 |
7,2 |
7,0 |
6,2 |
||
2. |
Смешанное передвижение (1 км) |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
115 |
120 |
140 |
110 |
115 |
135 |
|
4. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
2 |
3 |
4 |
– |
– |
– |
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
5 |
6 |
13 |
4 |
5 |
11 |
||
5 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
7 |
9 |
17 |
4 |
5 |
11 |
|
6. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
|
|
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
7. |
Метание теннисного мяча в цель (кол-во попаданий) |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
|
8. |
Бег на лыжах на 1 км (мин, сек) |
8,45 |
8,30 |
8,00 |
9,15 |
9,00 |
8,30 |
|
или на 2 км |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
||
или кросс на 1 км по пересеченной местности* |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
||
9. |
Плавание без учета времени (м) |
10 |
10 |
15 |
10 |
10 |
15 |
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
4 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов)
№ п/п |
Виды двигательной деятельности |
Временной объем в неделю, не менее (мин) |
1. |
Утренняя гимнастика |
70 |
2. |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях |
135 |
3. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня |
120 |
4. |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях |
90 |
5. |
Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной деятельности |
90 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов |
II СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 9-10 лет) (3-4 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Мальчики |
Девочки |
||||
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой Знак |
||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1. |
Бег на 60 м (сек.) |
12,0 |
11,6 |
10,5 |
12,9 |
12,3 |
11,0 |
2. |
Бег на 1 км (мин., сек.) |
7,10 |
6,10 |
4,50 |
6,50 |
6,30 |
6,00 |
3. |
Прыжок в длину с разбега (см) |
190 |
220 |
290 |
190 |
200 |
260 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
130 |
140 |
160 |
125 |
130 |
150 |
|
4. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
2 |
3 |
5 |
– |
– |
– |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
– |
– |
– |
7 |
9 |
15 |
|
5. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
9 |
12 |
16 |
5 |
7 |
12 |
6. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
7. |
Метание мяча весом 150 г (м) |
24 |
27 |
32 |
13 |
15 |
17 |
8. |
Бег на лыжах на 1 км (мин., сек.) |
8,15 |
7,45 |
6,45 |
8,40 |
8,20 |
7,30 |
или на 2 км |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
или кросс на 2 км по пересеченной местности* |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
9. |
Плавание без учета времени (м) |
25 |
25 |
50 |
25 |
25 |
50 |
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов)
№ п/п |
Виды двигательной деятельности |
Временной объем в неделю, не менее (мин) |
1. |
Утренняя гимнастика |
70 |
2. |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях |
135 |
3. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня |
120 |
4. |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях |
90 |
5. |
Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности |
90 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов |
III СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 11-12 лет) (5-6 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Мальчики |
Девочки |
||||
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой Знак |
||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1. |
Бег на 60 м (сек.) |
11,0 |
10,8 |
9,9 |
11,4 |
11,2 |
10,3 |
2. |
Бег на 1,5 км (мин., сек.) |
8,35 |
7,55 |
7,10 |
8,55 |
8,35 |
8,00 |
или на 2 км (мин., сек.) |
10.25 |
10.00 |
9.30 |
12.30 |
12.00 |
11.30 |
|
3. |
Прыжок в длину с разбега (см) |
280 |
290 |
330 |
240 |
260 |
300 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
150 |
160 |
175 |
140 |
145 |
165 |
|
4. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
3 |
4 |
7 |
– |
– |
– |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
– |
– |
– |
9 |
11 |
17 |
|
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
12 |
14 |
20 |
7 |
8 |
14 |
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
5. |
Метание мяча весом 150 г (м) |
25 |
28 |
34 |
14 |
18 |
22 |
6. |
Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.) |
14,10 |
13,50 |
13,00 |
14,50 |
14,30 |
13,50 |
или на 3 км |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
или кросс на 3 км по пересеченной местности* |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
7. |
Плавание 50 м (мин., сек.) |
Без учета времени |
Без учета времени |
0.50 |
Без учета времени |
Без учета времени |
1.05 |
8. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
9. |
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки) |
10 |
15 |
20 |
10 |
15 |
20 |
10 |
Туристский поход с проверкой туристских навыков |
В соответствии с возрастными требованиями |
|||||
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)
№ п/п |
Виды двигательной деятельности |
Временной объем в неделю, не менее (мин ) |
1. |
Утренняя гимнастика |
105 |
2. |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях |
135 |
3. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня |
120 |
4. |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях |
90 |
5. |
Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности |
90 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |
IV СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 13-15 лет) (7-9 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Мальчики |
Девочки |
||||
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой Знак |
||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1. |
Бег на 60 м (сек.) |
10,0 |
9,7 |
8,7 |
10,9 |
10,6 |
9,6 |
2. |
Бег на 2 км (мин., сек.) |
9,55 |
9,30 |
9,00 |
12,10 |
11,40 |
11,00 |
или на 3 км |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
– |
– |
– |
|
3. |
Прыжок в длину с разбега (см) |
330 |
350 |
390 |
280 |
290 |
330 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
175 |
185 |
200 |
150 |
155 |
175 |
|
4. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
4 |
6 |
10 |
– |
– |
– |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
– |
– |
– |
9 |
11 |
18 |
|
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
– |
– |
– |
7 |
9 |
15 |
5. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) |
30 |
36 |
47 |
25 |
30 |
40 |
6. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
Достать пол пальцами |
Достать пол пальцами |
Достать пол ладонями |
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
7. |
Метание мяча весом 150 г (м) |
30 |
35 |
40 |
18 |
21 |
26 |
8. |
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) |
18.45 |
17.45 |
16.30 |
22.30 |
21.30 |
19.30 |
или на 5 км (мин., сек.) |
28.00 |
27.15 |
26.00 |
- |
- |
- |
|
или кросс на 3 км по пересеченной местности* |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
9. |
Плавание на 50 м (мин., сек.) |
Без учета времени |
Без учета времени |
0.43 |
Без учета времени |
Без учета времени |
1.05 |
10. |
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) |
15 |
20 |
25 |
15 |
20 |
25 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) |
18 |
25 |
30 |
18 |
25 |
30 |
|
11. |
Туристский поход с проверкой туристских навыков |
В соответствии с возрастными требованиями |
|||||
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)
№ п/п |
Виды двигательной деятельности |
Временной объем в неделю, не менее (мин) |
1. |
Утренняя гимнастика |
140 |
2. |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях |
135 |
3. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня |
100 |
4. |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях |
90 |
5. |
Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности |
90 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |
V СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 16-17 лет) (10-11 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Мальчики |
Девочки |
||||
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой Знак |
||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1. |
Бег на 100 м (сек.) |
14,6 |
14,3 |
13,8 |
18,0 |
17,6 |
16,3 |
2. |
Бег на 2 км (мин., сек.) |
9,20 |
8,50 |
7,50 |
11,50 |
11,20 |
9,50 |
или на 3 км (мин., сек.) |
15.10 |
14.40 |
13.10 |
– |
– |
– |
|
3. |
Прыжок в длину с разбега (см) |
360 |
380 |
440 |
310 |
320 |
360 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
200 |
210 |
230 |
160 |
170 |
185 |
|
4. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
8 |
10 |
13 |
– |
– |
– |
или рывок гири (кол-во раз) |
15 |
25 |
35 |
– |
– |
– |
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
– |
– |
– |
11 |
13 |
19 |
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
– |
– |
– |
9 |
10 |
16 |
|
5. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин.) |
30 |
40 |
50 |
20 |
30 |
40 |
6. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) |
+ 6 |
+ 8 |
+ 13 |
+ 7 |
+ 9 |
+ 16 |
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
7. |
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) |
27 |
32 |
38 |
– |
– |
– |
или весом 500 г (м) |
– |
– |
– |
13 |
17 |
21 |
|
8. |
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) |
– |
– |
– |
19.15 |
18.45 |
17.30 |
или на 5 км (мин., сек.) |
25,40 |
25,00 |
23.40 |
– |
– |
– |
|
или кросс на 3 км по пересеченной местности* |
– |
– |
– |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
|
|
или кросс на 5 км по пересеченной местности* |
Без учета времени |
Без учета времени |
Без учета времени |
– |
– |
– |
9. |
Плавание на 50 м (мин., сек.) |
Без учета времени |
Без учета времени |
0.41 |
Без учета времени |
Без учета времени |
1.10 |
10. |
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) |
15 |
20 |
25 |
15 |
20 |
25 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) |
18 |
25 |
30 |
18 |
25 |
30 |
|
11. |
Туристский поход с проверкой туристских навыков |
В соответствии с возрастными требованиями |
|||||
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов)
№ п/п |
Виды двигательной деятельности |
Временной объем в неделю, не менее (мин) |
1. |
Утренняя гимнастика |
140 |
2. |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях |
135 |
3. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня |
75 |
4. |
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, атлетической гимнастике, туризму, техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях |
135 |
5. |
Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной деятельности |
120 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |