МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ВНЕДРЕНИЕМ НОРМ ВСЕРОСИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В настоящее время преподавание физической культуры, как и других учебных предметов осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования от 6 октября 2009 г. № 373). С 2015-2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887). С 2020-2021 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени среднего (полного) общего образования.
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.
Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.
При разработке учебной программы по предмету «Физическая культура» необходимо учитывать регионально-национальные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации и потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Сегодня учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов. Главное, чтобы результат подготовки обучающихся соответствовал требованиям образовательного стандарта. Это дает возможность каждому учителю внедрять инновационные программы и методики физического воспитания.
Настоящие методические рекомендации адресованы учителям физической культуры и общеобразовательным учреждениям для внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательный процесс, а также реализующим авторские учебные программы по предмету «Физическая культура».
Методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к разработке учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС и Положением о ВФСК ГТО.
Структура учебной программы по предмету «Физическая культура» (далее – учебная программа) включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка.
-
Общая характеристика предмета «Физическая культура».
-
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура» (раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС).
-
Содержание предмета «Физическая культура».
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».
-
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».
1. Пояснительная записка
В разделе указывается:
– цель и задачи предмета «Физическая культура», конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
– принципы и подходы к формированию учебной программы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами (Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, утверждающими ФГОС).
– вклад предмета «Физическая культура» в решение основных педагогических задач в системе общего образования.
2. Общая характеристика предмета «Физическая культура»
В разделе указывается:
– перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием форм организации учебной деятельности;
– требования к уровню подготовки выпускников или требования к результатам освоения обучающимися учебной программы по физической культуре;
– описание вида (видов) спорта, по которому составляется учебная программа;
– новизна учебной программы.
3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
В разделе указывается, в какую предметную область и обязательную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, входит предмет «Физическая культура». Также указывается, какой компонент учебной программы может быть включен во внеурочную деятельность.
Учебная программа разрабатывается с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура» на всех ступенях общего образования.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура»
Раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС.
4.1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, в эффективной подготовке и результативной сдаче норм ВФСК ГТО.
4.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
4.3. Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
5. Содержание предмета «Физическая культура»
В разделе описывается содержание предмета «Физическая культура» в соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, включающей три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
В разделе «Знания о физической культуре» представляются основные термины и понятия вида (видов) спорта, история развития вида (видов) спорта и его роль в современном обществе, история олимпийских игр и олимпийского движения, характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр, исторические данные о создании и развитии ГТО (БГТО). Кроме этого, в разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта и требования к технике безопасности, о самоподготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой, в том числе на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя информацию об организации и проведении самостоятельных занятий по виду (видам) спорта с учетом индивидуальных способностей, физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбора инвентаря, одежды для занятий по виду (видам) спорта. Раздел содержит представления о структуре двигательной деятельности, отражающиеся в соответствующих способах ее организации, исполнения и контроля.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из вида (видов) спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Предлагаемые упражнения распределяются по разделам базовых видов (вида) спорта и дополнительно группируются внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств, формируются комплексы упражнений направленные на подготовку обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО.
Раздел «Физическое совершенствование» включает «Физкультурно-оздоровительную деятельность» и «Спортивно-оздоровительную деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся и предусматривает изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня и учебной недели, рекомендуемые Положением ВФСК ГТО. В нее входят индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: комплексы упражнений, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, тактической, интегральной подготовки обучающихся по виду (видам) спорта.
6. Тематическое планирование
В тематическом планировании отражаются темы основных разделов учебной программы, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, даются характеристики видов деятельности обучающихся. Даются рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем различных видов двигательной активности, необходимый для развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и норм комплекса ВФСК ГТО. Раздел разработан в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям организации обучения в образовательных организациях и процессу трудовой деятельности.
Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания предмета «Физическая культура».
Из несколько вариантов форм тематического планирования, учитель может выбрать удобную для себя форму.
Форма 1
Тематическое планирование ___класс
№
|
Наименование раздела
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовленности обучающихся
|
Вид контроля
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
Тематическое планирование ___класс
№
|
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика видов деятельности
|
|
Раздел 1. Знания о физической культуре
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Физическое совершенствование
|
|
|
|
|
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура»
Учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура» включает примерную программу по предмету «Физическая культура», учебники по физической культуре для общеобразовательных учреждений для 1-11 классов, учебные пособия для учителей физической культуры.
Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а также специфики вида (видов) спорта, минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
|
Количество
|
Примечание
|
Спортивный инвентарь
|
|
|
Спортивное: оборудование
|
|
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
|
|
Печатные пособия
|
|
|
Технические средства обучения
|
|
|
9. Планируемые результаты реализации предмета «Физическая культура»
Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, указываются личностные, метапредметные и предметные итоговые результаты, которые будут демонстрировать обучающиеся при завершении обучения по программе предмета «Физическая культура».
В данном разделе в требованиях, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.
Учитель физической культуры в условиях реализаций ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:
– определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);
– определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
– обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
– обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
– оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
– определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
– оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
– оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
– определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д. за счет сдачи нормативов ВФСК ГТО;
– оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, в следствии внедрения ВФСК ГТО среди широких слоев населения.
Данные критерии выстраиваются в логике преемственного развития (от 1 до 11 класса), от элемента действия к целостному действию и от него – к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности.
В разделе могут быть представлены диагностические материалы для организации текущего и промежуточного контроля и определения интереса у обучающихся к уроку физической культуры.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
К выполнению нормативов Комплекса допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс, и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Исходя из разнообразия природно-климатических, материально-технических и иных условий, субъекты Российской Федерации вправе дополнительно включить в Комплекс на региональном уровне два вида испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее популярным в молодежной среде видам спорта, по своему усмотрению.
Комплекс предусматривает три уровня трудности (золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Комплекса).
Лица, выполнившие нормативы Комплекса, имеют право на получение соответствующего знака отличия Комплекса, образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Комплекса.
Порядок награждения граждан знаками отличия Комплекса и присвоения им спортивных разрядов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
НОРМАТИВНО-ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ВФСК ГТО
I СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 6-8 лет) 1-2 класс
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
|
Виды
испытаний
(тесты)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой знак
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой
Знак
|
Обязательные испытания (тесты)
|
1.
|
Челночный бег 3х10 м (сек)
|
10,4
|
10,1
|
9,2
|
10,9
|
10,7
|
9,7
|
или бег на 30 м (сек)
|
6,9
|
6,7
|
5,9
|
7,2
|
7,0
|
6,2
|
2.
|
Смешанное передвижение (1 км)
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
3.
|
Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами (см)
|
115
|
120
|
140
|
110
|
115
|
135
|
4.
|
Подтягивание
из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
|
2
|
3
|
4
|
–
|
–
|
–
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
|
5
|
6
|
13
|
4
|
5
|
11
|
5
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
|
7
|
9
|
17
|
4
|
5
|
11
|
6.
|
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
|
|
Испытания (тесты) по выбору
|
7.
|
Метание теннисного мяча в цель (кол-во попаданий)
|
2
|
3
|
4
|
2
|
3
|
4
|
8.
|
Бег на лыжах на 1 км (мин, сек)
|
8,45
|
8,30
|
8,00
|
9,15
|
9,00
|
8,30
|
или на 2 км
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
или кросс на 1 км по пересеченной местности*
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
9.
|
Плавание без учета времени (м)
|
10
|
10
|
15
|
10
|
10
|
15
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
|
4
|
5
|
6
|
4
|
5
|
6
|
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов)
№
п/п
|
Виды двигательной деятельности
|
Временной объем в неделю, не менее (мин)
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
70
|
2.
|
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
|
135
|
3.
|
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
|
120
|
4.
|
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
|
90
|
5.
|
Самостоятельные занятия физической культурой
(с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной деятельности
|
90
|
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов
|
II СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 9-10 лет) (3-4 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
|
Виды
испытаний
(тесты)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой знак
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой
Знак
|
Обязательные испытания (тесты)
|
1.
|
Бег на 60 м (сек.)
|
12,0
|
11,6
|
10,5
|
12,9
|
12,3
|
11,0
|
2.
|
Бег на 1 км (мин., сек.)
|
7,10
|
6,10
|
4,50
|
6,50
|
6,30
|
6,00
|
3.
|
Прыжок в длину с разбега (см)
|
190
|
220
|
290
|
190
|
200
|
260
|
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
|
130
|
140
|
160
|
125
|
130
|
150
|
4.
|
Подтягивание из виса на высокой перекладине
(кол-во раз)
|
2
|
3
|
5
|
–
|
–
|
–
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
(кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
7
|
9
|
15
|
5.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
|
9
|
12
|
16
|
5
|
7
|
12
|
6.
|
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
|
Испытания (тесты) по выбору
|
7.
|
Метание мяча весом 150 г (м)
|
24
|
27
|
32
|
13
|
15
|
17
|
8.
|
Бег на лыжах на 1 км
(мин., сек.)
|
8,15
|
7,45
|
6,45
|
8,40
|
8,20
|
7,30
|
или на 2 км
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
или кросс на 2 км по пересеченной местности*
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
9.
|
Плавание без учета времени (м)
|
25
|
25
|
50
|
25
|
25
|
50
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
|
5
|
6
|
7
|
5
|
6
|
7
|
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов)
№
п/п
|
Виды двигательной деятельности
|
Временной объем в неделю, не менее (мин)
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
70
|
2.
|
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
|
135
|
3.
|
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
|
120
|
4.
|
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
|
90
|
5.
|
Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
|
90
|
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 часов
|
III СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 11-12 лет) (5-6 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
|
Виды
испытаний
(тесты)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой знак
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой
Знак
|
Обязательные испытания (тесты)
|
1.
|
Бег на 60 м (сек.)
|
11,0
|
10,8
|
9,9
|
11,4
|
11,2
|
10,3
|
2.
|
Бег на 1,5 км (мин., сек.)
|
8,35
|
7,55
|
7,10
|
8,55
|
8,35
|
8,00
|
или на 2 км
(мин., сек.)
|
10.25
|
10.00
|
9.30
|
12.30
|
12.00
|
11.30
|
3.
|
Прыжок в длину с разбега (см)
|
280
|
290
|
330
|
240
|
260
|
300
|
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
|
150
|
160
|
175
|
140
|
145
|
165
|
4.
|
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
|
3
|
4
|
7
|
–
|
–
|
–
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
9
|
11
|
17
|
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
|
12
|
14
|
20
|
7
|
8
|
14
|
|
Испытания (тесты) по выбору
|
5.
|
Метание мяча весом 150 г (м)
|
25
|
28
|
34
|
14
|
18
|
22
|
6.
|
Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)
|
14,10
|
13,50
|
13,00
|
14,50
|
14,30
|
13,50
|
или на 3 км
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
7.
|
Плавание 50 м (мин., сек.)
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
0.50
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
1.05
|
8.
|
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол пальцами
|
Достать пол ладонями
|
9.
|
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция - 5 м (очки)
|
10
|
15
|
20
|
10
|
15
|
20
|
10
|
Туристский поход с проверкой туристских навыков
|
В соответствии с возрастными требованиями
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
|
5
|
6
|
7
|
5
|
6
|
7
|
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)
№
п/п
|
Виды двигательной деятельности
|
Временной объем в неделю, не менее (мин )
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
105
|
2.
|
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
|
135
|
3.
|
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
|
120
|
4.
|
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
|
90
|
5.
|
Самостоятельные занятия физической культурой
(с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
|
90
|
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов
|
IV СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 13-15 лет) (7-9 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
|
Виды
испытаний
(тесты)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой знак
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой
Знак
|
Обязательные испытания (тесты)
|
1.
|
Бег на 60 м (сек.)
|
10,0
|
9,7
|
8,7
|
10,9
|
10,6
|
9,6
|
2.
|
Бег на 2 км (мин., сек.)
|
9,55
|
9,30
|
9,00
|
12,10
|
11,40
|
11,00
|
или на 3 км
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
–
|
–
|
–
|
3.
|
Прыжок в длину с разбега (см)
|
330
|
350
|
390
|
280
|
290
|
330
|
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
|
175
|
185
|
200
|
150
|
155
|
175
|
4.
|
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
|
4
|
6
|
10
|
–
|
–
|
–
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
9
|
11
|
18
|
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
(кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
7
|
9
|
15
|
5.
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.)
|
30
|
36
|
47
|
25
|
30
|
40
|
6.
|
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
|
Достать
пол
пальцами
|
Достать
пол
пальцами
|
Достать пол ладонями
|
Достать пол пальцами
|
Достать
пол
пальцами
|
Достать пол ладонями
|
|
Испытания (тесты) по выбору
|
7.
|
Метание мяча весом 150 г (м)
|
30
|
35
|
40
|
18
|
21
|
26
|
8.
|
Бег на лыжах на 3 км
(мин., сек.)
|
18.45
|
17.45
|
16.30
|
22.30
|
21.30
|
19.30
|
или на 5 км
(мин., сек.)
|
28.00
|
27.15
|
26.00
|
-
|
-
|
-
|
или кросс
на 3 км по пересеченной местности*
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
9.
|
Плавание
на 50 м
(мин., сек.)
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
0.43
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
1.05
|
10.
|
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки)
|
15
|
20
|
25
|
15
|
20
|
25
|
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки)
|
18
|
25
|
30
|
18
|
25
|
30
|
11.
|
Туристский поход с проверкой
туристских навыков
|
В соответствии с возрастными требованиями
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
8
|
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)
№
п/п
|
Виды двигательной деятельности
|
Временной объем в неделю, не менее (мин)
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
140
|
2.
|
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
|
135
|
3.
|
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
|
100
|
4.
|
Организованные занятия в спортивных секциях
и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
|
90
|
5.
|
Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
|
90
|
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов
|
V СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 16-17 лет) (10-11 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
|
Виды
испытаний
(тесты)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой знак
|
Бронзовый знак
|
Серебряный знак
|
Золотой
Знак
|
Обязательные испытания (тесты)
|
1.
|
Бег на 100 м (сек.)
|
14,6
|
14,3
|
13,8
|
18,0
|
17,6
|
16,3
|
2.
|
Бег на 2 км
(мин., сек.)
|
9,20
|
8,50
|
7,50
|
11,50
|
11,20
|
9,50
|
или на 3 км
(мин., сек.)
|
15.10
|
14.40
|
13.10
|
–
|
–
|
–
|
3.
|
Прыжок в длину с разбега (см)
|
360
|
380
|
440
|
310
|
320
|
360
|
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
|
200
|
210
|
230
|
160
|
170
|
185
|
4.
|
Подтягивание из виса на высокой перекладине
(кол-во раз)
|
8
|
10
|
13
|
–
|
–
|
–
|
или рывок гири
(кол-во раз)
|
15
|
25
|
35
|
–
|
–
|
–
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
(кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
11
|
13
|
19
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
(кол-во раз)
|
–
|
–
|
–
|
9
|
10
|
16
|
5.
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин.)
|
30
|
40
|
50
|
20
|
30
|
40
|
6.
|
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)
|
+ 6
|
+ 8
|
+ 13
|
+ 7
|
+ 9
|
+ 16
|
|
Испытания (тесты) по выбору
|
7.
|
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)
|
27
|
32
|
38
|
–
|
–
|
–
|
или весом 500 г (м)
|
–
|
–
|
–
|
13
|
17
|
21
|
8.
|
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)
|
–
|
–
|
–
|
19.15
|
18.45
|
17.30
|
или на 5 км (мин., сек.)
|
25,40
|
25,00
|
23.40
|
–
|
–
|
–
|
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
|
–
|
–
|
–
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
|
или кросс на 5 км по пересеченной местности*
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
–
|
–
|
–
|
9.
|
Плавание на 50 м
(мин., сек.)
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
0.41
|
Без учета времени
|
Без учета времени
|
1.10
|
10.
|
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция –
10 м (очки)
|
15
|
20
|
25
|
15
|
20
|
25
|
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки)
|
18
|
25
|
30
|
18
|
25
|
30
|
11.
|
Туристский поход с проверкой туристских навыков
|
В соответствии с возрастными требованиями
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
|
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
8
|
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов)
№
п/п
|
Виды двигательной деятельности
|
Временной объем в неделю, не менее (мин)
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
140
|
2.
|
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
|
135
|
3.
|
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
|
75
|
4.
|
Организованные занятия в спортивных секциях
и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, атлетической гимнастике, туризму, техническим и военно-прикладным видам спорта, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
|
135
|
5.
|
Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
|
120
|
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов
|