Приветствую конкурсы чтецов как явление

GlavnayaChtecПриветствую конкурсы чтецов как явление. Меня радует тот факт, что на фоне современных инноваций школьная общественность вернулась к «разумному, доброму, вечному» - традиции художественного чтения.

Был такой, на мой взгляд, провальный период в обучении, когда этот вид искусства долгое время оставался на задворках школьной программы, даже не требовалось учить стихи или отрывки прозы наизусть или этому занятию отводилось минимальное время.

Мне пришлось два дня работать в жюри конкурсов чтецов: 25 апреля в лицее №2 и, следом, 26 апреля на конкурсе памяти Р.Х.Солнцева. И что же я увидела? Я увидела прекрасных ребят, великолепно подготовленных, вдохновенных чтецов, понимающих то, что они читают, сопереживающих автору.

 

Способность откликаться на художественный текст можно развить. И это важно, потому что от этого зависят человеческие качества будущей личности, будет ли человек восприимчив к чужой боли и тонкостям чувств. Вспомним Ф.И.Тютчева: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Эти строки – ключ к вдумчивому прочтению любого произведения.

Лицейский конкурс оставил самые яркие впечатления. Маленькие чтецы из начальных классов выглядели трогательно, старшеклассники – значительно: уверенные в себе, начитанные, образованные. Старшеклассники порадовали – и выбором авторов, и прочтением - вот, кто без сомнения читает! Прозвучали сочинения Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Ч. Айтматова, И. Бродского, А. Аверченко и др. авторов, исполненные как должно, особенно поразил артистический напор Михаила Тарбагаева, ученика 11 класса Б, читавшего на английском языке «Машина для свиней», Дэн Пичбэка.

Особое впечатление  произвели  Каргашина Каталина, ученица 4 класса В, прочитавшая «Некрасивую девочку» Николая Заболоцкого, и ребята с отрывком из «Маленького принца» Непомнющий Всеволод, Морозов Владимир, Артемчук Артем, учащиеся 6 класса В. Здесь как-то удачно сочетались выбор произведения и возраст учащихся. Понравилось, как минимальными средствами, но очень понятно и выразительно, «подчеркнули» узнаваемость персонажей: летчицкий шлем Автора, шарф Маленького Принца и оранжевый свитер Лиса.

Если позволите, мне бы хотелось дать небольшой совет на будущее: постарайтесь выбирать для детей отрывки и произведения, соответствующие их юному возрасту и житейской мудрости. Все-таки Твардовский тяжел для 1-2 классов. Заметьте, как рассказ В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»,   в исполнении Колпакова Сергея, ученика 4 класса Б, пришелся ко двору, хотя все, конечно, с ним знакомы.  Говоря о выборе, я ни в коем случае не имею в виду «Гарри Поттера» и «Котов-воителей» - боже упаси! Но у нас такой мощный пласт отечественной детской литературы – и стихов, и прозы. Каждое поколение прочитывает классиков заново, по-своему. Хотелось бы, чтобы для слушателей и исполнителей эти произведения стали открытием. Есть современные поэты, пишущие для детей, просто замечательные. Обращайтесь в «Детский район», мы поможем с выбором, у нас много знакомых поэтов в разных городах.

В заключение я бы хотела поблагодарить исполнителей за удовольствие, доставленное их чтением, и пожелать ребятам больше читать, особенно стихов - вслух, с выражением, учить любимые стихотворения наизусть, тренировать свою поэтическую чуткость.

Когда-то, в далеких 60-ых, собирались стадионы, чтобы послушать поэтов. Возможно ли, чтобы такое повторилось? Давайте вместе приблизим эти времена.

Елена Тимченко, Член Союза российских писателей, редактор городской детской газеты «Детский район»