День самоуправления: итоги

2013-12-26_15161320 декабря, в пятницу, в нашем лицее прошел День самоуправления в рамках празднования Дня Лицея. Для администрации он начался особенно рано: в 7.25 утра пришел первый дежурный администратор Склюев Владислав. Через две минуты подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части  - Чайковский Александр.
Мне, Буневой Марии, была отведена роль директора.

Уроки начались как обычно в 8.20 утра. Тут же мы столкнулись с первой проблемой: в одном из кабинетов возникли неполадки с техникой, но времени на то, чтобы разбираться с причиной поломки, в тот момент не было,  и поэтому  Алина Маслий, которая отвечала  за расписание, нашла свободный кабинет и оперативно устранила эту накладку.
"Несмотря на то, что со стороны проведение подобного мероприятия кажется довольно простым, на самом деле всё совершенно иначе. В частности, моей задачей в момент разработки праздника было составление учебного расписания для учеников 4-11 классов. Если честно, сейчас я даже не смогу вспомнить, сколько раз за три недели мне пришлось переделывать составленное расписание из-за проблем, которые возникали в процессе работы. Хотя расписание редактировалось даже во время самого Дня самоуправления. К примеру, зайдя в школу 20-го числа и официально приступив к исполнению обязанностей завуча по УВР, я услышала, что в одном из классов случилась накладка с техникой и учителю нужна срочная замена кабинета на весь последующий день. Эту проблему мы решили без труда, и преподаватель провел свой урок по плану.

В целом, хочется сказать, что группа организаторов Дня самоуправления достигла поставленныой цели. Ведь задумывая что-то подобное, всегда ставишь основной задачей сделать это для своей школы, разнообразить лицейскую жизнь. На мой взгляд, за недели подготовки и проведения мероприятия мы стали самой настоящей командой!"

В дальнейшем уроки прошли без каких-либо казусов. Ученики лицея были искренне заинтересованы в проведении Дня самоуправления и принимали в нем активное участие. А как же иначе? Ведь "учителя" тщательно подготовились, подобрав увлекательный и необычный материал, позаботились о форме проведения уроков. Подбором и подготовкой учителей занималась ученица 11 класса Степаненко Наталья. Вот что говорит об этом Власов Никита, побывавший в роли педагога:

- Тебе понравился День самоуправления?
-  Да. Мне всегда нравился этот день, и я был рад, что принимаю в нем участие.
- Ты бы хотел, чтобы он проводился в следующем году?
- Да, и я согласен помогать в его организации. 
- Тебе понравилось быть в роли учителя?
- Это очень сложная профессия, мне нелегко было заинтересовать всех, но у меня и моих одноклассников это получилось. Мы тщательно подбирали  материал, и в  итоге все ребята были увлечены математикой. 

В субботу, после проведения Дня самоуправления, мы провели анкетирование учителей-лицеистов и получили следующие  результаты:

78% участников ответили, что День самоуправления им понравился и в следующем году они хотели бы быть учителями. 
11% ребят ответили, что им понравилось быть учителем, но на следующий год хотелось бы побывать на месте администрации лицея. 
11% в следующий День самоуправления хотели бы оставаться в роли учеников. 

А что же говорят об уроках ребята, которые учились в этот день?

Было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов, всего 250 человек.
Большинству учеников в этот день понравились уроки в виде викторины на общеобразовательные темы. Особо отмечают уроки химии, которые проводили ученицы 11 класса Карина Софронова и Света Яганова. Девочки приготовили серию химических опытов, которые запомнились учащимся. В некоторых анкетах мы увидели такие отзывы: "Вот было бы так каждую неделю следующего года!" или "Все было отлично!". Хотя, конечно, не все было гладко, в течение дня возникали проблемы, учителям иногда было сложно удерживать дисциплину, но тогда на помощь приходили дежурные по этажам: Влад Склюев и Миша Зайцев.

Не осталась без внимания и начальная школа. Четвероклассники посетили уроки под руководством учеников одиннадцатых и девятых классов. В этот день их ожидали не обычные занятия, а увлекательная викторина по русскому языку, просмотр мультфильма об основах безопасности жизнедеятельности, а также урок рукоделия, признанный самым интересным.
Классные руководители четвертых классов остались довольны организацией уроков самоуправления, отметив, что дети получили массу позитивных эмоций и узнали много нового. Организовывала работу учителей начальной школы и следила за своевременным питанием четвероклассников ученица 11 класса Лудченко Алена.
Для 11 классов Яна Краснова, психолог, провела лекцию по подготовке к экзаменам и несколько тестов на стрессоустойчивость и работоспособность: 
«Проведение лекции по психологии на стрессоустойчивость помогло понять,  какой процент учеников переживает из-за экзамена,кому нужна помощь, - рассказывает о результатах Яна. - Оказалось, что 80% ребят к экзаменам готовы и не испытывают никаких психологических преград». Также Яна провела урок с первоклассниками, который, как она рассказала, стал для нее полной неожиданностью. Но она не растерялась и прекрасно выполнила свою задачу: «С первыми классами мы разбирали, что такое режим дня. Чтобы лучше разобраться в этой теме, мы рисовали утро, день, вечер, ночь и перечисляли, что мы делаем в каждое время суток. После этого, чтобы закрепить материал, я читала им сказку по этой же теме, а после мы вместе подвели итог нашего урока. Для меня данная практика оказалась весьма интересной, так как психология всегда меня привлекала».

В то время, как учителя-лицеисты были заняты проведением занятий, наши педагоги разделились на команды и отправились по станциям квеста! Задания квеста составляли ученицы 11 класса Русакова Анастасия и Быкова Полина. Всего было 15 станций. Учителя с удовольствием соревновались друг с другом в логике и смекалке. Настя Русакова поделилась со мной своими впечатлениями:

"Мне нравилось заниматься подготовкой квеста, искать задания, которые бы заинтересовали учителей. Мне нравилось самой решать эти нелегкие задачи. На это я потратила все свое свободное время, то есть вечера и ночи. Тем не менее  я довела дело до конца. В день проведения квеста  очень волновалась! В итоге прошло все благополучно, хотя некоторые команды немного запутались в маршрутах".
По мнению учителей, самыми интересными этапами квеста оказались задания по истории, задание в медкабинете, где преподавателям было необходимо сохранить жизнь школьному манекену Герману, и небольшая фотосессия в масках.

После квеста учителей ждала развлекательная программа в актовом зале. Конкурсы проводила Мельникова Екатерина, ученица 11 класса и социальный педагог этого дня. Она очень подробно рассказала об этом в своем отзыве, который вы можете прочесть ниже. 
Следующим этапом Дня самоуправления стал общешкольный флешмоб. Анита Дресвянская, ученица 11 класса, и Екатерина Луконенко, ученица 10 класса, придумали движения танца под зажигательную песню и обучили учеников и педагогов. Перед флешмобом ученица 9 класса Анна Лапыцкая, которая также исполнила обязанности секретаря, сказала небольшое приветствие ребятам, настроившее всех на нужный лад. Подготовкой флешмоба занималась Елизавета Сырчикова, ученица 9 класса и завуч по ВР на время Дня самоуправления.

"Я исполняла обязанности завуча по воспитательной работе. Даже  представить себе  не могла, что это настолько разносторонняя должность. Ты должна успеть все и везде! За один день нужно было организовать несколько мероприятий, что очень нелегко. Но я получила массу впечатлений. Я считаю, что такие мероприятия нужно обязательно проводить, ведь они делают нас единым дружным коллективом".
Катя Мельникова в своем отзыве о флэшмобе отметила важность и значение этого мероприятия: "Каждый день наши дорогие педагоги занимаются своей, конечно же, особенной работой, но мы решили внести немного разнообразия в лицейские будни, поэтому приготовили для них довольно необычные занятия.

Во-первых, это квест, состоявший из 15 станций. Во-вторых, это развлекательная программа, которая была проведена после квеста. Полтора  часа наши педагоги посвятили актерскому мастерству. Я считаю, что данное занятие помогает раскрыться, посмотреть на себя под другим углом. Задания на актерское мастерство переносят нас в беспечное детство, развивают фантазию, дарят нам тепло и множество позитивных эмоций, помогают понять себя и других людей намного лучше. В-третьих, мы провели в нашем лицее флешмоб.

Напрашиваются вопросы: "Зачем же нужен флешмоб? Почему эта форма так популярна во всем мире? И зачем его  проводим мы?"  Я постараюсь ответить на данный вопрос.   Флешмоб объединяет совершенно разных людей. Он помогает вместе справиться с определенной задачей. Когда мы заняты одним делом, нас мало волнует, кому сколько лет, кто в каком классе, у кого какие интересы, вкусы и мнения. Мы копим энергию, планируем определенные действия и выплескиваем все эмоции, что так долго держали в себе. Именно в этот момент мы понимаем, насколько мы все сблизились. То же самое осмелюсь сказать и о Дне самоуправления. И теперь можно сделать вывод, нужны ли такие мероприятия в нашем лицее?
Мне кажется, нужны.  А что же думают наши учителя об этом?
Я опросила многих педагогов, среди которых были учителя русского и английского языков, литературы, математики, искусства, биологии, физики и пр.
Они, в свою очередь, поблагодарили организаторов, очень эмоционально и позитивно поделились своими мыслями. Их заинтересовал как квест, так и развлекательная программа.  От своего имени я хочу поблагодарить наших учителей, всех ребят, уважаемую администрацию и, конечно, организаторов.
Мы очень долго шли к этому дню, к этому важному для всех нас событию и теперь, когда все прошло, чувствуем легкое, но приятное опустошение.

Я надеюсь, что мы не разочаровали всех вас. С Днем Лицея!   Большое спасибо!»

Своими мыслями по поводу организации  квеста для педагогов поделилась  Владышевская И.К., учитель русского языка и литературы:

«День самоуправления с самого начала поразил тем, как серьезно ученики, наделенные административной властью, подошли к контролю над соблюдением трудовой дисциплины на уроках и порядку на переменах. Оказывается, из Александра Чайковского и Михаила Зайцева могут выйти весьма неплохие руководители предприятий: кроме учителей, с воодушевлением бороздивших просторы лицея в процессе интеллектуального квеста, в коридорах во время уроков не был замечен ни один слоняющийся без дела ученик. Чуть заслышав малейший шум, доносившийся из кабинета, «дежурные учителя» сразу же решительно направлялись принимать меры. Однако чаще всего причиной излишнего гула становилась активная работа учеников на уроках. Ничего не скажешь - мечта любого учителя!
Понервничать в этот день пришлось и командам учителей лицея, превратившихся в учеников. Одолеть 15 интеллектуальных станций, расположенных на трех этажах лицея, да еще и в той последовательности, которая была указана в «путевых листах», правильно ответив на все вопросы из разных областей науки и искусства и при этом еще и опередив соперников, было не так уж и легко. Конечно, победила дружба, и призы (вкусные-вкусные!) достались всем, но команды педагогов-стажистов, несмотря на возраст, все-таки не позволили молодежи обойти себя :) Завершился квест веселой инсценировкой-импровизацией по мотивам известных кинофильмов. И здесь молодые специалисты оказались на высоте, подарив всем участникам массу положительных эмоций (хохотали от души, глядя и на героев комедий Гайдая, и на звезд Болливуда, и на персонажей бразильских сериалов!)».

А вот впечатления учителя английского языка Кочмаревой Нины Николаевны"20 декабря в День самоуправления в лицее нам, учителям, скучать не пришлось! В 8.20 все собрались в актовом зале, разбились на команды и получили конверт с заданиями. У нашей команды первое задание было по математике! Как хорошо, что в  группе была Васильева Р.Л. - учитель математики! В результате математических подсчетов мы получили цифру 110. Значит, наш маршрут лежал в кабинет музыки. Около каждого кабинета находились дежурные, которые выдавали нам задания, проверяли ответы, и только потом мы получали направление, куда бежать дальше. Именно бежать! Многим хотелось прийти к финишу первыми. Мы легко справились с песнями (видимо, подобралась поющая команда), нашли сибирские просторы в нашем лицее (хотя и не сразу), разгадали ребусы, сложили из частей картинку (пазлы), побывали в библиотеке (нам пришлось вспомнить, кто был отцом жены А. Блока), заполнили контурную карту. Чего мы только не делали в этот день! Пришлось повозиться в медицинском кабинете: оказалось, что мы неправильно делали искусственное дыхание манекену. Но нет ничего невозможного для команды учителей, да еще и консультант был замечательный - ученик 8 класса А Майборода Слава.Ура! Мы выполнили еще одно задание (а всего их было 15!). Теперь мы бегом направились на второй этаж. И так два урока: вверх, вниз и обратно! Всем было весело и интересно! Мне очень понравилась фотосессия в кабинете  масок! В течение 5 минут мы побывали в роли лисички, феи, гномика и даже Бабы Яги. Да, наш кабинет масок - это просто музей! (Если вы там не были, советую посетить). Выполнив последнее задание, мы вновь вернулись в актовый зал, где нас ждала приятная церемония награждения. Какие молодцы организаторы квеста! Спасибо!"

Как директор я благодарю действовавшую в тот день администрацию лицея. Все ребята оперативно справлялись с возложенными на них задачами и проблемами. Но особенно я хотела бы отметить Сашу Чайковского. Признаюсь, никто не ожидал от него такой ответственности и даже самоотверженности. Он быстро и своевременно устранял неприятности, которые "по счастливой случайности" происходили с нами на протяжении всего дня. 
Начнем с того, что на дорожках школьного двора был лед, поэтому Саша со своими помощниками посыпал их песком. Затем раздался звонок от пожарной инспекции. Саша сразу же провел ревизию всех огнетушителей, пожарных  выходов, а также ряд других мероприятий, необходимых для встречи инспектора. После этого оказалось, что сломан светоотражатель в актовом зале, с чем Саша Чайковский тоже справился. Устранил он и потоп на втором этаже, который произошел после понравившегося всем урока химии. Саша вызвал сантехника, и проблема была решена. Затем ему предстояла встреча с инспектором по дератизации, который решил навестить нас именно в День самоуправления (для непосвященных: дератизация - комплексные меры по предотвращению распространения грызунов).

В течение дня мне очень помогала Лапыцкая Аня, ученица 9 класса А.
«В День самоуправления я исполняла обязанности секретаря.  Данная работа не так проста, как кажется со стороны.  Для меня самым тяжелым моментом был разговор с пожарной инспекцией, так как приходилось принимать правильные и быстрые решения! Но это было настолько интересно и необычно, что я считаю: данный день должен проводиться и в будущем», - сказала позднее Аня.

Лично мне необходимо было следить за правильным и полноценным функционированием всей огромной системы под названием Лицей. И должна сказать, это отнюдь не легкая работа. Надо знать все обо всем и обо всех, о каждой мелочи, которая происходит в лицее, и организовывать продуктивную деятельность всех его работников и учеников. Я считаю, что мы справились с обязанностями, возложенными на нас. Это было нелегко, но, безусловно, очень интересно! Я считаю, что День самоуправления должен проводиться каждый год. Он дает возможность ученикам почувствовать всю сложность работы учителя, а в особенности - сложность работы администрации лицея, и помогает научиться лучше понимать своих педагогов. Учителя в этот день могут расслабиться и  вновь почувствовать себя учениками. Такие мероприятия способствуют созданию единого лицейского пространства, единого  лицейского сообщества.

Бунева Мария, ученица 11 класса.